Авторизация


Главная / Унификация понятий малого и среднего бизнеса 
Унификация понятий малого и среднего бизнеса
Бизнес - Малый бизнес

Любая используемая терминология для успешной оценки ситуации, качественной и
результативной работы должна отражать реальные факты, чего, к сожалению, не наблюдается в
российском законодательстве.
В российской терминологии нет понятия о микро- и средних предприятиях.
Предприниматели и предприятия, относящиеся к этой группе, объединены в одну категорию -
малое предпринимательство. Практически полностью отсутствуют данные об индивидуальных
предпринимателях, число которых составляет более 2/3 от общей численности субъектов малого
предпринимательства, которые в сегодняшних российских условиях по характеру и масштабам
своей деятельности в целом практически не отличаются от собственно малых предприятий -
юридических лиц.
Это, во-первых, серьезно затрудняет международные сопоставления России. Во-вторых,
отсутствует более гибкая государственная налоговая политика по отношению к средним, малым
и микропредприятиям. В-третьих, это создает значительный дефицит информации и
аналитических подходов.
Важность наличия более гибкого унифицированного понятия малого бизнеса связана и с
тем, что в Европейском союзе на общеевропейском уровне реализуется много программ
поддержки малого и среднего бизнеса, дополняющих мероприятия на национальном уровне. В
силу того, что до сих пор между европейскими странами есть различия в определении сектора
малого и среднего бизнеса, общеевропейские программы фактически адресованы лишь части
малых и средних предприятий в каждой отдельной стране. Это создает неравные конкурентные
условия между предприятиями, попавшими либо нет (в силу различия общеевропейского и
национального определений малых и средних предприятий) в "зону влияния" общеевропейских
программ поддержки малого и среднего бизнеса.
Следовательно, актуальной является задача унификации определений малого и среднего
бизнеса, действующего в нашей стране, с определениями в разных европейских странах и на
уровне Европейского союза. А для этого необходимо экономическое и законодательное
уточнение критериев отнесения предприятий к категории среднего, малого и микробизнеса.
Поскольку категория средних предприятий в российском законодательстве не определена,
то данные об этой группе предприятий могут быть получены только посредством специальной
обработки баз данных по индивидуальным предприятиям, которые ведутся на уровне субъектов
РФ. В качестве примера такие расчеты были выполнены Ресурсным центром малого
предпринимательства [95; 96; 97].
На основе проведенного анализа Ресурсный центр малого предпринимательства
предложил следующие размерные группы предприятий:
- 1 - 5 человек;
- 6 - 9 человек;
- 10 - 49 человек;
- 49 - 100 человек;
- 100 - 200 человек;
- 250 - 500 человек.
С таким подходом можно согласиться, используя данный размерный ряд для анализа
развития отечественного малого, среднего и микробизнеса, сопоставления полученных данных с
аналитическими оценками по другим странам, ведь чем детальнее анализируемые данные, тем
точнее сами расчеты и полученные выводы.
Но использование данной классификации в официальной градации отечественной
экономики приведет к искусственным сложностям, так как в данном случае чрезмерно подробная
классификация вызовет трудности в отнесении экономического субъекта к той или иной группе
размерного ряда, приведет к дополнительным затратам как государства, так и самих
хозяйствующих субъектов. Использование такого малого диапазона данных, как 1 - 5, 6 - 9
человек, приведет к тому, что огромное число малых предприятий и индивидуальных
предпринимателей при незначительном уменьшении или увеличении численности работающих
постоянно будет переходить из одной группы в другую, что не будет иметь особой практической
значимости, но приведет к увеличению объема учетной, организационной работ.
Проводимые аналитические исследования и статистика показывают, что среди всей
совокупности российских малых предприятий на практике выделяются предприятия,
ориентировочный размер которых по числу занятых оценивается в 10 человек работающих. Эти
предприятия, число которых не меньше 80% от общего количества малых предприятий,
представляют прежде всего непроизводственные сферы деятельности: торговлю, бытовое
обслуживание, посреднические услуги, материально-техническое снабжение и сбыт и т.п. Данная
группа предприятий представляет собой микропредприятия.
Более удобную и экономически обоснованную классификацию предложило Министерство
по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которую одобрило
Правительство РФ. В соответствии с предложенной градацией микропредприятием будет
считаться организация, в которой работают не более 10 человек, а годовой оборот не превышает
15 000 000 руб. На малом предприятии не могут трудиться более 100 человек (оборот пока не
определен). Средним предприятием признают фирму, где не более 250 сотрудников и 500 000
000 руб. оборота. Соответственно все остальные предприятия - крупные.
В то же время возникает вопрос, почему к числу малых предприятий не отнесены
предприятия с численностью не до 100, а до 50 человек. То есть, во-первых, не принимается во
внимание зарубежный опыт, в частности рекомендации Европейских экономических обозрений,
что вновь будет создавать искусственные различия в оценке подходов к малому и среднему
бизнесу в стране и за рубежом. Во-вторых, отнести предприятия с числом работающих до 50 к
малым, а свыше - к средним было бы более целесообразно.
В группе предприятий с числом работающих от 10 до 50 человек, как и в группе
предприятий с числом работающих до 10 человек, также преобладают производственные
предприятия, хотя и в меньшей степени. Эти предприятия прежде всего формируют систему
хозяйственных связей на местном, региональном уровнях, заполняя свободные ниши в сферах
производства и распределения, образуя посреднические звенья оптовой торговли. Такую группу
предприятий целесообразно считать малыми. Такой подход обусловлен тем, что при числе
работающих свыше 50 человек для нормального функционирования и процветания бизнеса
необходимо создание более сильной организационно-управленческой структуры, чем на
предприятиях с меньшим числом работников, что представляет собой качественное различие.
Предприятия с числом занятых более 50 человек составляют порядка 7% от общего числа
российских малых предприятий. Прежде всего эти предприятия выполняют функцию развития
производства на местном и региональном уровнях, технологической поддержки более крупных
предприятий за счет формирования системы кооперационных связей. Предприятия с
численностью работников от 50 до 500 человек, на наш взгляд, следует относить к средним
предприятиям, а те субъекты экономики, на которых работают свыше 500 человек, будут уже
крупными предприятиями.
Верхняя граница для средних и крупных по числу занятых в 500 человек обусловлена
следующим обстоятельством. Результаты исследований, экономическая практика доказывают,
что на предприятиях, где количество работающих превышает число 500, существенно более
сильный менеджмент и организационно-управленческая структура во всех сферах
предпринимательской деятельности: в производстве, продажах, маркетинге, исследованиях и
разработках, в вопросах кадровой политики. Там, где количество работающих меньше 500
человек, менеджмент во всех сферах значительно слабее. Таким образом, пороговое значение в
500 человек занятых отражает качественное отличие сектора средних от сектора крупных
предприятий.
Таким образом, на основе большого числа аналитических материалов, а также зарубежного
опыта, предлагаем следующие критерии отнесения предприятий к микро-, малым, средним или
крупным.

Предлагаемый подход к определению микро-, малых,
средних и крупных предприятий

Для микро-
предприятий
Для малых
предприятий
Для средних
предприятий
Для крупных
предприятий
Число
работающих
не более
9 человек
от 10 до
49 человек
от 50 до
499 человек
500 человек
и более

В то же время для отнесения экономического субъекта к тому или иному виду предприятия
нельзя довольствоваться только критерием по числу работающих. Такой подход может создать
опасные перекосы для системы налогообложения, статистики и анализа, в тех ситуациях, когда
предприятия с относительно небольшим числом работающих будут иметь в собственности
активы на сотни миллионов рублей. Например, инвестиционные управляющие компании. Или
величина оборота исчисляется сотнями миллионов рублей. Становится понятно, что необходимо
введение неких дополнительных параметров, позволяющих более обоснованно относить
предприятие к микро-, малым, средним или крупным.
Такими параметрами, на наш взгляд, должны стать величина активов предприятия и
величина оборота предприятия. Фактические значения указанных критериев должны быть
установлены с учетом результатов специального обследования на базе имеющейся информации
налоговых органов, Госкомстата России.

Просмотры: 10556
Комментарии (0)Add Comment

Написать комментарий
меньше | больше

busy
 

© VIP-Барнаул | Информационно развлекательный портал города Барнаула.

Знакомства в Барнауле, новости Барнаула и Алтайского края, объявления, каталог фирм и организаций Барнаула.

NASH_GOROD_BARNAUL.jpg