Авторизация


Главная / Постановка на налоговый учет, открытие счетов, лицензирование, сертификация и экспертиза 
Постановка на налоговый учет, открытие счетов, лицензирование, сертификация и экспертиза
Бизнес - Малый бизнес

Постановка на налоговый учет

В соответствии со ст. 83 Налогового кодекса РФ в целях проведения налогового контроля
налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту
нахождения организации.
В настоящее время постановка на учет организации или индивидуального
предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства
осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином
государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных
предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Таким
образом, организации и ПБОЮЛ заявление о постановке на налоговый учет не подают.
То есть эти процедуры были искусственно разъединены и предприятие или ПБОЮЛ,
законопослушно пройдя процедуру госрегистрации и по каким-то причинам своевременно не
подав заявление о постановке на налоговый учет, могло быть привлечено к ответственности на
основании ст. 116 Налогового кодекса РФ. Она предусматривает штраф за нарушение
налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при
отсутствии признаков налогового правонарушения в сумме 5000 руб., а за нарушение
налогоплательщиком установленного срока более чем на 90 дней - штраф в размере 10 000 руб.
Статья 116 Налогового кодекса РФ является действующей и в настоящий момент, хотя
можно смело говорить о ее фактической неприменимости, в связи с изменением порядка
постановки на налоговый учет. Можно только порадоваться тому, что разум наконец-то
возобладал и искусственные алогичные процедуры, и меры наказания за их совершение уходят в
прошлое.

Открытие расчетного счета

Открыть счет в банке абсолютно несложно, хотя и здесь есть свои особенности, с которыми
стоит ознакомиться. На основании п. 1 ст. 86 Налогового кодекса РФ банки открывают счета
организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о
постановке на учет в налоговом органе.
Пример. ООО "Салют" прошло процедуру госрегистрации, однако еще не получило
свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Несмотря на это, представителем
организации была предпринята попытка открытия расчетного счета в банке, которая закончилась
неудачей. Основанием отказа послужило отсутствие свидетельства о постановке на учет в
налоговом органе.
Открыв расчетный счет без свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, банк
подвергнется штрафу в размере 10 000 руб. (ст. 132 Налогового кодекса РФ).
Для открытия расчетного счета необходимо представить, как минимум, следующий пакет
документов:
- заявление на открытие счета, подписанное ПБОЮЛ или должностными лицами
организации, имеющими право подписи;
- документы о государственной регистрации ПБОЮЛ или юридического лица;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- нотариально заверенная карточка с образцами подписи и оттиском печати;
- приказ о назначении директора предприятия для юридических лиц и главного бухгалтера,
если данное должностное лицо будет иметь право подписи платежных документов.
Банк в зависимости от осуществляемой политики может потребовать представить
дополнительные документы. А вот справку, подтверждающую регистрацию в качестве
страхователя в исполнительных органах Фонда социального страхования, должны требовать все
банки. Письмом МНС России от 29 января 2001 г. N ММ-6-12/80@ указывалось, что
законодательством Российской Федерации не предусмотрено представление организациями и
индивидуальными предпринимателями в банки документа, подтверждающего их регистрацию в
государственных внебюджетных фондах, при открытии ими расчетных и иных счетов. Но это
Письмо было отменено Письмом МНС России от 18 июля 2002 г. N ММ-6-09/1017@ "Об отмене
Письма МНС России от 29 января 2001 г. N ММ-6-12/80@ "О предоставлении организациями и
индивидуальными предпринимателями документа, подтверждающего их регистрацию в
государственных социальных внебюджетных фондах".
Письмо ФСС РФ от 25 сентября 2002 г. N 02-18/06-6821 "О форме сообщения банков
исполнительным органам Фонда об открытии или закрытии расчетных (текущих) и иных счетов
страхователями" дает дополнительные комментарии ситуации и оговаривает, что сообщение в
банк представляется на бланке установленной формы. По заполнении первая часть бланка
направляется в исполнительный орган Фонда по месту регистрации организации - клиента банка,
где подшивается в учетное дело страхователя. Вторая часть бланка остается в банке для
контроля.
Когда же все необходимые документы будут представлены в банк и счет будет открыт, банк
обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального
предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня
соответствующего открытия или закрытия такого счета.
Налоговый кодекс РФ предусматривает за несоблюдение данного требования штрафные
санкции для банка (ст. 132 Налогового кодекса РФ).
Обязанность сообщить в налоговый орган об открытии (впрочем, и закрытии тоже)
расчетного счета предусмотрена и для самих налогоплательщиков (п. 2 ст. 23 Налогового
кодекса РФ). За нарушение указанного срока ст. 118 Налогового кодекса РФ предусмотрена
ответственность в виде взыскания штрафа в сумме 5000 руб.
Пример. ООО открыло расчетный счет 20 апреля 2006 г., но информация об открытии
счета была подана в налоговый орган с опозданием, лишь 12 мая 2006 г.
Нарушив 10-дневный срок подачи извещения об открытии счета в банке, предприятие тем
самым "заработало" штрафные санкции в размере 5000 руб.
Сообщение об открытии/закрытии расчетного счета подается на бланке установленной
формы. Но важно твердо знать, что мера ответственности предусмотрена лишь за нарушение
срока, установленного Налоговым кодексом РФ, а не за нарушение формы такого сообщения.
Пример. Предприятие произвело открытие расчетного счета, о чем в положенный срок
известило налоговый орган, представив, однако, не специально установленный для этого бланк,
а информационное письмо.
Несмотря на это обстоятельство, организация формально выполнила требование о
постановке на налоговый учет и не может быть привлечена к ответственности за подачу
заявления в форме, которая отличается от установленной.
Обратимся к арбитражной практике. При рассмотрении аналогичного дела судом было
установлено, что налогоплательщиком была представлена информация об открытии расчетного
счета налоговому органу в день его открытия. Однако сведения о расчетном счете были указаны
в заявлениях на выдачу патента и о переводе на упрощенную систему налогообложения, учета и
отчетности, а не в специально предусмотренном бланке. Таким образом, срок представления
указанной информации не был нарушен налогоплательщиком. Суд, принимая решение в пользу
налогоплательщика, указал, что при таких обстоятельствах несоблюдение формы сообщения об
открытии счета не может являться основанием для привлечения к ответственности в
соответствии со ст. 118 Налогового кодекса РФ (Постановление ФАС Северо-Западного округа от
1 августа 2000 г. N А05-1985/00-119/4).
Хотя имеется и решение суда с абсолютно противоположным выводом. Правда, и ситуация
сложилась несколько иная. Речь идет, в частности, о Постановлении ФАС Московского округа от
4 декабря 2003 г. по делу N КА-А40/9831-03.
Индивидуальный предприниматель исполнил требование законодательства об извещении
налогового органа об открытии расчетного счета в банке путем указания на титульном листе
книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей,
применяющих упрощенную систему налогообложения, полученной предпринимателем в
налоговом органе и заверенной сотрудником отдела декларирования налоговой инспекции,
номера открытого расчетного счета.
Суд посчитал, что доказательств письменного сообщения предпринимателем налоговому
органу об открытии им счета в банке нет. Запись, произведенная предпринимателем на
титульном листе книги учета доходов и расходов не может свидетельствовать об исполнении им
установленной законом обязанности извещения налогового органа об открытии счета в банке.
Ведение книги учета доходов и расходов - это самостоятельная обязанность
налогоплательщика, установленная п. 1 ст. 346.24 Налогового кодекса РФ. Записи в данной книге
производятся налогоплательщиком, книга находится также у налогоплательщика.
Штамп налоговой инспекции на титульном листе книги учета доходов и расходов, а также
подпись сотрудника налогового органа свидетельствуют о выдаче предпринимателю данной
книги для осуществления им установленной законом - ст. 346.24 Налогового кодекса РФ -
обязанности налогоплательщика.
Правовых оснований считать произведенную в данной книге запись о расчетном счете
исполнением обязанности налогоплательщика, установленной п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ,
у суда не имелось.
Исходя из конкретных обстоятельств данного дела, учитывая, что ответчик, обратившись в
налоговую инспекцию за получением книги учета доходов и расходов и указав на титульном
листе книги номер расчетного счета в банке, добросовестно заблуждался относительно
надлежащего исполнения им обязанности по письменному сообщению налоговому органу
сведений об открытии счета в банке, полагал, что данным действием установленная Законом
обязанность им исполнена, суд уменьшил размер штрафа, подлежащий взысканию с
предпринимателя с 5000 до 100 руб.
Исходя из анализа материалов данного дела, становится ясным, что извещение об
открытии расчетного счета, пусть и поданное не по установленной форме, должно остаться у
налогового органа. И в этом случае суд может посчитать обязанность об извещении об открытии
расчетного счета исполненной.

Лицензирование отдельных видов деятельности

Государственная регистрация лица, постановка на налоговый учет, открытие счета - вот
основные процедуры, пройдя которые предприятие может осуществлять предпринимательскую
деятельность. Да, верно. Может. Но не всегда.
В ряде случаев ПБОЮЛ или юридическое лицо не смогут осуществлять свою деятельность
без дополнительного специального разрешения.
Речь идет о лицензии. Статьей 49 Гражданского кодекса РФ установлено, что на
осуществление отдельных видов деятельности, перечень которых определяется законом,
требуется специальное разрешение (лицензия). Право юридического лица осуществлять
деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента
получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее
действия, если иное не установлено законом.
То же относится и к индивидуальным предпринимателям, поскольку п. 3 ст. 23
Гражданского кодекса РФ оговорено, что к предпринимательской деятельности граждан,
осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского
кодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими
организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа
правоотношения.
Таким образом, и ПБОЮЛ и юридическим лицам для занятия определенными видами
деятельности необходимо наличие специального разрешения (лицензии).
Положения о лицензировании конкретных видов деятельности, порядок лицензирования,
необходимые условия определяет Правительство РФ.
В настоящее время правила лицензирования определяет Федеральный закон от 8 августа
2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". В соответствии со ст. 2
этого Закона лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида
деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное
лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, а
лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории
Российской Федерации требуется получение лицензии.
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, строго
определен ст. 17 Закона N 128-ФЗ. Обратите внимание: в течение ближайших двух лет перечень
видов деятельности, которые можно осуществлять только при наличии лицензии, будет
сокращен. Благодаря изменениям, которые внесены в Закон N 128-ФЗ Федеральным законом от
2 июля 2005 г. N 80-ФЗ с 1 января 2007 г. лицензии не нужны больше, в частности,
туроператорам и турагентам. Вид деятельности, на осуществление которого выдана лицензия,
имеет право выполнять только лицо, получившее лицензию, и никакое другое. Передача
лицензии одним лицом (юридическим или физическим) другому не допускается.
Для получения лицензии предприятие должно предоставить необходимый набор
документов в соответствующий государственный орган. Чтобы документы не потерялись, они
должны сдаваться по описи, на которой проставляется отметка лицензирующего органа о приеме
документов.
В представляемый набор должны входить следующие документы:
- заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-
правовой формы юридического лица, места его нахождения - для юридических лиц; фамилии,
имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность - для
индивидуального предпринимателя;
- лицензируемый вид деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный
предприниматель намерены осуществлять;
- копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации
соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если
копии не заверены нотариусом) - для юридических лиц;
- копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве
индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не
заверена нотариусом) - для индивидуального предпринимателя;
- копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с
предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
- документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение
лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
- сведения о квалификации работников соискателя лицензии.
Кроме того, Закон N 128-ФЗ дает право помимо указанных документов в положениях о
лицензировании конкретных видов деятельности предусматривать условие о представлении
иных документов, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности
установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными
правовыми актами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными
законами.
В то же время не допускается требовать от соискателя лицензии представления
документов, не предусмотренных Законом N 128-ФЗ и иными федеральными законами.
За рассмотрение заявления о выдаче лицензии, а также за выдачу самой лицензии
взимается лицензионный сбор. Сбор за рассмотрение заявления о выдаче лицензии определен
Законом N 128-ФЗ в размере 300 руб., а сбор за представление самой лицензии - в размере 1000
руб. Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его
окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.
За осуществление деятельности, для ведения которой требуется специальное разрешение,
без наличия такового лицо, допустившее данное нарушение, может быть привлечено к
административной и уголовной ответственности.
Административная ответственность за осуществление лицензируемой деятельности без
наличия лицензии предусмотрена различными статьями Кодекса РФ об административных
правонарушениях. Так, например, в соответствии со ст. 6.2 КоАП РФ занятие частной
медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим
лицензию на данный вид деятельности, влечет наложение административного штрафа в
размере от двадцати до двадцати пяти МРОТ. Ответственность за проектирование,
строительство, изготовление, приобретение, установку или эксплуатацию радиоэлектронных
средств и (или) высокочастотных устройств без специального разрешения (лицензии), если такое
разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), предусмотрена ст. 13.3 КоАП РФ.
А ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление
предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального
разрешения (лицензии). Наказание за такое правонарушение предусмотрено для граждан в
размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией
изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; для должностных лиц -
от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной
продукции, орудий производства и сырья или без таковой; для юридических лиц - от четырехсот
до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции,
орудий производства и сырья или без таковой.
Нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), также
наказуемо.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий,
предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение
административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати МРОТ. А на
должностных лиц - от тридцати до сорока МРОТ и на юридических лиц - от трехсот до
четырехсот МРОТ (п. 3 ст. 14.1 КоАП РФ).
Также административные наказания за нарушение условий лицензирования
предусмотрены различными статьями КоАП РФ.
А уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без
специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия)
обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние
причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с
извлечением дохода в крупном размере, предусмотрена уже упоминавшейся на страницах
данной книги ст. 171 Уголовного кодекса РФ.

Сертификация товаров, работ, услуг

Но помимо лицензирования необходимо выполнить требования законодательства о
сертификации продукции, услуг. До недавнего времени правовые основы обязательной и
добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов регулировались Законом РФ от
10 июня 1993 г. N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг". В настоящий момент указанный
Закон считается утратившим силу, так как ему на смену был введен Федеральный закон от 27
декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Основные понятия, используемые в законе, приведены в ст. 2 Закона N 184-ФЗ.
Заявитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное
подтверждение соответствия.
Под декларированием соответствия понимается форма подтверждения соответствия
продукции требованиям технических регламентов. Декларация о соответствии - документ,
удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических
регламентов.
Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения
соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или
условиям договоров. Сертификат соответствия -документ, удостоверяющий соответствие
объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям
договоров.
Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить
добровольный или обязательный характер.
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной
сертификации.
А обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:
- принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия);
- обязательной сертификации.
Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных
соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям
технического регламента (ст. 23 Закона N 184-ФЗ).
Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция,
выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
Закон придает равную юридическую силу декларации о соответствии и сертификату
соответствия независимо от схем обязательного подтверждения.
Работы по обязательному подтверждению соответствия подлежат оплате заявителем.
Пункт 2 ст. 28 Закона N 184-ФЗ к обязанностям заявителя относит обеспечение
соответствия продукции требованиям технических регламентов; выпускать в обращение
продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после
осуществления такого подтверждения соответствия и прочее.
Для того чтобы определить, подлежит ли конкретная продукция сертификации, можно
обратиться к Постановлению Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1013,
которым утвержден Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации.
Например, к числу сертифицируемых товаров относятся товары для детей,
продовольственные товары, косметические товары и т.п. Также до недавнего времени в
Постановлении N 1013 приводился и Перечень работ и услуг, подлежащих обязательной
сертификации. Но Постановлением Правительства от 10 февраля 2004 г. N 72 указанный
Перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, признан утратившим силу.
К числу сертифицируемых услуг в соответствии с Постановлением N 1013 относились
транспортные услуги, жилищно-коммунальные услуги, услуги торговли и общественного питания.
Закон не запрещает при наличии нескольких аккредитованных органов по сертификации
обращаться в любой из них. Это важно по той причине, что услуги по сертификации являются
платной и достаточно хлопотной процедурой. Выбор аккредитованного органа сертификации по
желанию заявителя может способствовать более быстрому и дешевому проведению
сертификации, что немаловажно.
Например, некоторые органы сертификации на местах запрашивают для рассмотрения
документы общим числом до 28 позиций, в число которых входят такие документы, как заявка на
проведение сертификации услуги (работы) в системе сертификации ГОСТ Р, приложение к
заявке на сертификацию услуг, анкета-вопросник (приложение к заявке на проведение
сертификации услуг торговли), устав, свидетельство о госрегистрации предприятия
(предпринимателя), заключение ЦГСЭН, журнал регистрации проверок, инструкция по охране
труда, график проведения инструктажа, а также другие документы, не предусмотренные
законодательством.
Если добавить, что стоимость самой услуги в зависимости от сложности работ может
достигать 3500 руб., то становится ясно, что очередное благое начинание государственных
органов превращается в тяжелое, а зачастую непосильное бремя для предпринимателей.
Поскольку на этапе становления бизнеса, да и в ходе его функционирования сумма расходов за
сертификацию, пусть даже в меньшем размере, как и сама процедура прохождения
сертификации, по карману и по силам далеко не каждому ПБОЮЛ или малому предприятию.
Но, несмотря на сложности, которые таит в себе сертификация, пройти ее все-таки
необходимо. Ведь речь идет о жизни и здоровье наших сограждан, а, кроме того, ст. 19.19 КоАП
РФ устанавливает административную ответственность за нарушение правил обязательной
сертификации.
Так, реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных
документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация
сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или
без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации
сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать
указанная продукция, либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика),
а равно представление недостоверных результатов испытаний продукции либо необоснованная
выдача сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую
обязательной сертификации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц
в размере от 10 до 20 МРОТ с конфискацией предметов административного правонарушения; на
юридических лиц - от 200 до 300 МРОТ с конфискацией предметов административного
правонарушения.
В то же время за отсутствие обязательной сертификации лицо может быть привлечено к
ответственности и по другим статьям Кодекса РФ об административных правонарушениях. В
частности, в соответствии с п. 5 ст. 20.4 КоАП РФ продажа продукции или оказание услуг,
подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата
соответствия - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от
десяти до двадцати МРОТ. А на юридических лиц - от ста до двухсот МРОТ.

Просмотры: 4774
Комментарии (0)Add Comment

Написать комментарий
меньше | больше

busy
 

© VIP-Барнаул | Информационно развлекательный портал города Барнаула.

Знакомства в Барнауле, новости Барнаула и Алтайского края, объявления, каталог фирм и организаций Барнаула.

NASH_GOROD_BARNAUL1.jpg