Авторизация


Главная / Расходы на сырье и материалы 
Расходы на сырье и материалы
Бизнес - Малый бизнес

Организация может уменьшить свой доход на стоимость сырья и материалов при
соблюдении двух условий:
- материалы отпущены в производство (ст. 254 Налогового кодекса РФ);
- стоимость материалов оплачена поставщикам (п. 2 ст. 318 Налогового кодекса РФ).
Для отражения затрат на материалы в Книге учета необходимы как минимум три документа.
Первый - это накладная, по которой материалы были оприходованы на склад предприятия от
поставщика. Она подтверждает, что право собственности на эти материалы перешло к
покупателю. Второй - это внутренняя накладная, требование-накладная или лимитно-заборная
карта. На основании этих документов материалы передаются в производство. И третий документ -
платежное поручение с отметкой банка или квитанция к приходному кассовому ордеру, которые
указывают на то, что материалы оплачены.
На наш взгляд, в графе 2 разд. I Книги учета нужно указать номер и дату документа, на
основании которого материалы были переданы в производство, а также номер и дату документа
на оплату приобретенных материалов.

Пример. ООО "Фитиль" выпускает мягкую мебель. С 1 января 2006 г. организация перешла
на упрощенную систему налогообложения.
В декабре 2005 г. организация перечислила аванс ООО "Хлопок" в счет поставки обивочной
ткани в размере 11 800 руб. (платежное поручение N 245 от 30.12.2004).
В январе 2006 г. на склад ООО "Фитиль" поступила обивочная ткань всего на сумму 46 020
руб.:
- 200 метров от ООО "Хлопок" на сумму 11 800 руб., в том числе НДС - 1800 руб. (накладная
и счет-фактура N 5 от 10.01.2006);
- 300 метров от ЗАО "Синтетика" на сумму 10 620 руб., в том числе НДС - 1620 руб.
(накладная и счет-фактура N 22 от 15.01.2006);
- 100 метров от ОАО "Кожа" на сумму 23 600 руб., в том числе НДС - 3600 руб. (накладная и
счет-фактура N 32 от 20.01.2006).
18 января 2006 г. была погашена задолженность перед ЗАО "Синтетика" за полученные
материалы в размере 10 620 руб. (платежное поручение N 16 от 18.01.2006).
В январе обивочная ткань была отпущена в производство - всего на сумму 18 000 руб.:
- по требованию N 3 от 10.01.2006 100 м ткани от ООО "Хлопок" на сумму 5000 руб. [(11 800
руб. - 1800 руб.): 200 м x 100 м];
- по требованию N 15 от 15.01.2006 80 м ткани от ЗАО "Синтетика" на сумму 2400 руб. [(10
620 руб. - 1620 руб.): 300 м x 80 м];
- по требованию N 30 от 20.01.2006 30 м ткани от ОАО "Кожа" на сумму 6000 руб. [(23 600
руб. - 3600 руб.): 100 м x 30 м];
- по требованию N 48 от 26.01.2006 50 м ткани от ООО "Хлопок" на сумму 2500 руб.;
- по требованию N 50 от 28.01.2006 70 м ткани от ЗАО "Синтетика" на сумму 2100 руб.
В феврале обивочная ткань была отпущена в производство - всего на сумму 21 000 руб.:
- по требованию N 65 от 03.02.2006 40 м ткани от ОАО "Кожа" на сумму 8000 руб.;
- по требованию N 82 от 10.02.2006 90 м ткани от ЗАО "Синтетика" на сумму 2700 руб.;
- по требованию N 88 от 12.02.2006 50 м ткани от ООО "Хлопок" на сумму 2500 руб.;
- по требованию N 103 от 17.02.2006 30 м ткани от ОАО "Кожа" на сумму 6000 руб.;
- по требованию N 115 от 21.02.2006 60 м ткани от ЗАО "Синтетика" на сумму 1800 руб.
В феврале 2006 г. была погашена задолженность перед ОАО "Кожа" за полученные
материалы:
- п/п N 35 от 03.02.2006 на сумму 6000 руб.
- п/п N 48 от 14.02.2006 на сумму 14 000 руб.
Для учета материалов бухгалтер ООО "Фитиль" ведет специальный журнал. В нем он
отдельно отражает информацию о каждой партии материалов, поступившей на предприятие.
Данные за январь - февраль 2006 г. представлены ниже.

156

157

В I квартале 2006 г. бухгалтер ООО "Фитиль" сделал в Книге учета такие записи:

158

159

Оценка стоимости материалов, списанных в производство
Статья 254 Налогового кодекса РФ разрешает оценивать списанные материалы по:
- стоимости единицы запасов;
- средней стоимости;
- стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);
- стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО).
Теоретически организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, может
оценивать материалы, списанные в производство, любым из перечисленных способов.
Однако на практике организовать такой учет будет достаточно сложно.
Если организация в течение месяца приходует несколько партий однородных материалов, то
целесообразно оценивать использованные материалы методом ФИФО. При этом, чтобы не
запутаться, оплачивать материалы лучше в той последовательности, в которой они поступили на
склад предприятия.

Пример. ООО "Силуэт" занимается пошивом постельного белья. Основной поставщик
предприятия - ткацкая фабрика ООО "Ивановские ситцы".
С 1 января 2006 г. ООО "Силуэт" применяет упрощенную систему налогообложения.
На начало II квартала 2006 г. на складе предприятия числилось 200 м ткани по учетной
стоимости 4000 руб. Они были оплачены 20 марта (п/п N 63).
2 апреля 2006 г. на склад поступило 1000 м ткани по накладной и счету-фактуре N 98 на
сумму 27 140 руб., в том числе НДС - 4140 руб.
Ткань была частично оплачена:
- 1 апреля - 500 м (п/п N 74 на сумму 13 570 руб., в том числе НДС - 2070 руб.);
- 8 апреля - 300 м (п/п N 79 на сумму 8142 руб., в том числе НДС - 1242 руб.);
- 13 апреля - 200 м (п/п N 83 на сумму 5428 руб., в том числе НДС - 828 руб.).
16 апреля 2006 г. на склад было оприходовано 800 м ткани по накладной и счету-фактуре N
124 на сумму 23 600 руб., в том числе НДС - 3600 руб. В этот же день ткань была оплачена (п/п N
89).
В течение месяца в производство было отпущено всего 1400 м:
- по требованию N 93 от 03.04.2006 - 800 м;
- по требованию N 108 от 17.04.2006 - 600 м.
Остаток ткани на складе на 1 мая 2006 г. составил 600 метров.
Организация оценивает материалы, списанные в производство, методом ФИФО.
Всего поступило в апреле на склад 1800 м ткани на сумму 43 000 руб. (27 140 - 4140 + 23 600
- 3600).

Затраты, связанные с приобретением материалов
Согласно п. 2 ст. 254 Налогового кодекса РФ в стоимость материалов помимо цены
приобретения включаются также:
- комиссионные вознаграждения, уплаченные посредническим организациям;
- ввозные таможенные пошлины и сборы;
- расходы на транспортировку;
- другие затраты, связанные с приобретением материальных ценностей.
Для того чтобы эти затраты были признаны расходами в целях расчета единого налога, они
должны быть оплачены. Таким образом, если в ходе приобретения материалов организация
понесла дополнительные затраты, то стоимость материалов можно будет признавать в качестве
расходов только при одновременном выполнении трех условий:
- стоимость материалов оплачена поставщику;
- материалы списаны в производство;
- затраты, связанные с приобретением материалов, оплачены.

Пример. ООО "Навигатор" занимается остеклением балконов. С 1 января 2006 г.
организация применяет упрощенную систему налогообложения. Затраты, связанные с
приобретением материалов, организация учитывает отдельно от стоимости материалов.
Для поиска поставщика материалов был заключен договор с ООО "Фигаро" на сумму 1180
руб., в том числе НДС - 180 руб. (счет-фактура N 88 от 02.06.2006).
ООО "Навигатор" 2 июня 2006 г. получило от ЗАО "Пихта" 1000 кв. м вагонки, которую
организация использует для внутренней отделки балконов (накладная и счет-фактура N 99 от
02.06.2006). Стоимость материалов составила 59 000 руб., в том числе НДС - 9000 руб.
Материалы были оплачены платежным поручением N 155 от 03.06.2006.
Доставку вагонки осуществлял ПБОЮЛ Курчатов А.А., стоимость услуг которого составила
2950 руб., в том числе НДС - 450 руб. (счет-фактура N 77 от 02.06.2006).
Вагонка была списана в производство на основании требования:
- N 30 от 02.06.2006 - 500 м;
- N 40 от 16.06.2006 - 400 м;
- N 50 от 30.06.2006 - 100 м.
ООО "Навигатор" включает затраты на приобретение материалов в их стоимость.

Учет импортных материалов
При ввозе материалов на таможенную территорию РФ предприятие должно уплатить НДС,
таможенную пошлину и сборы. Иначе товары не выпустят с таможенного терминала.
Сумму НДС, уплаченную на таможне, можно сразу списать на расходы предприятия. А вот
таможенную пошлину и таможенные сборы нужно включить в стоимость приобретенных
материалов.
Обратите внимание! Стоимость импортного товара, которая выражена в иностранной
валюте, пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату оплаты, а не на дату
оприходования товара.

Пример. С 1 января 2006 г. ЗАО "Метелица" использует упрощенную систему
налогообложения.
Для производства газированных напитков было импортировано 9000 л концентрата
апельсинового сока у зарубежного партнера - фирмы "Экшн". Таможенная стоимость материала
равна его контрактной стоимости - 10 000 евро. Курс евро на дату оформления ГТД составил 36
руб.
5 июня 2006 г. на основании ГТД N 08502/050606/0028900 с расчетного счета предприятия
были перечислены следующие таможенные платежи:
- таможенная пошлина п/п N 91 на сумму 18 000 руб. (10 000 евро x 36 руб/евро x 5%);
- таможенный сбор за оформление товаров в рублях п/п N 92 на сумму 360 руб. (10 000 евро
x 36 руб/евро x 0,1%);
- таможенный сбор за оформление товаров в валюте п/п N 93 на сумму 180 руб. (10 000 евро
x 36 руб/евро x 0,05%);
- НДС п/п N 94 на сумму 68 040 руб. [(10 000 евро x 36 руб/евро + 18 000 руб.) x 18%].
Материалы были оприходованы 05.06.2006 в евро. Таможенную пошлину и таможенные
сборы ЗАО "Метелица" включит в стоимость импортированных материалов.
В июне была погашена задолженность перед поставщиком:
- заявление на перевод N 11 от 01.06.2006 на сумму 5000 евро (курс 35,8 руб/евро);
- заявление на перевод N 12 от 20.06.2006 на сумму 5000 евро (курс 36,2 руб/евро).
Концентрат апельсинового сока был списан в производство на основании требования-
накладной N 41 от 09.06.2006 - 2000 л; N 46 от 16.06.2006 - 4000 л; N 54 от 30.06.2006 - 3000 л.
Предварительно бухгалтер рассчитал учетную стоимость концентрата апельсинового сока.

Просмотры: 5361
Комментарии (0)Add Comment

Написать комментарий
меньше | больше

busy
 

© VIP-Барнаул | Информационно развлекательный портал города Барнаула.

Знакомства в Барнауле, новости Барнаула и Алтайского края, объявления, каталог фирм и организаций Барнаула.

NASH_GOROD_BARNAUL5.jpg