Авторизация


Главная / Критерии определения малого и среднего бизнеса за рубежом 
Критерии определения малого и среднего бизнеса за рубежом
Бизнес - Малый бизнес

Несмотря на длительную историю развития рыночной экономики, в мировой практике нет
унифицированного определения малого бизнеса. Более того, в большинстве развитых стран, как
правило, не существует общего определения того, какие предприятия являются малыми. В то же
время применяется более детальное деление предприятий по их размерам (микро-, малые,
средние), при этом, как и в российском законодательстве, наиболее распространенным
критерием является численность работников, наряду с которыми применяются и показатели, не
контролируемые отечественным законодательством - оценка чистых активов, финансовая
независимость собственников предприятия и т.д.
К примеру, в бельгийском законодательстве существует несколько определений малого и
среднего бизнеса, различающихся, прежде всего, в зависимости от территории. Общим остается
ограничение на число работающих (не более 50 человек). В Великобритании также отсутствует
единое определение сектора малого и среднего бизнеса. Чаще всего, с точки зрения количества
работников, к малым и средним относят предприятия с числом работающих не более 250
человек. Нет единого официального общепринятого определения малому и среднему бизнесу и в
Ирландии. Обычно под малыми и средними подразумеваются предприятия с числом
работающих не более 500 человек.

В Италии принята следующая классификация предприятий в зависимости от численности
работающих.

Микро-
предприятие
Малое
предприятие
Среднее
предприятие
(малое)
Среднее
предприятие
(большое)
Число
работающих
не более
19 человек
от 20 до
99 человек
от 100 до
199 человек
от 200 до
499 человек

 

В то же время существуют крупномасштабные исследования западных экономистов по
выработке обобщенного определения для малых фирм. В частности, Р. Бруксбэнк [Brooksbank R.
Defining the small business: a new classification of company size / Entrepreneurship & Regional
Development, Taylor&Francis Ltd. - 1991, N 3, p. 17 - 31] предлагает для выработки обобщенного
определения малого бизнеса установить, что есть размер предприятия, как следует измерять
размер и где проходит линия раздела. Это связано с тем, что в разное время разными авторами
предлагались такие варианты раскрытия понятия размера предприятия, как, например,
"масштабность операций" ("the scale of operations") или "пределы организации (организационной
структуры) и ее ответственности (задач)" ("the scope of an organization and its responsibilities") [65].
Различные исследователи предлагали для определения понятия малого бизнеса
использовать количественные, качественные или комбинированные показатели. Именно
количественные показатели положены в основу определения малого бизнеса, принятого ЕС.
Однако и в различных выпусках Европейского обозрения малых и средних предприятий
(The European Observatory for SMEs) использовались не одинаковые категории малых и средних
предприятий [OECD SME Outlook, Paris, 2000]. Так, в Европейском обозрении N 1 малых и
средних предприятий выделялись группы.

Критерии отнесения предприятий к малым
и средним в ЕС согласно Обозрению N 1

Для микро-
предприятий
Для малых
предприятий
Для средних
предприятий
Для крупных
предприятий
Число
работающих
не более
9 человек
от 10 до
49 человек
от 50 до
249 человек
500 человек
и более

 

В последующих выпусках Европейского обозрения малых и средних предприятий
использовались другие группировки. В частности, Европейское обозрение N 6 малых и средних
предприятий использовало следующую численность работников.

Критерии отнесения предприятий к малым
и средним в ЕС согласно Обозрению N 6

Для микро-
предприятий
Для малых
предприятий
Для средних
предприятий
Для крупных
предприятий
Число
работающих
не более
9 человек
от 10 до
49 человек
от 50 до
249 человек
250 человек
и более

Дополнительными критериями отнесения предприятий к малым и средним по
классификации ЕС являются показатели товарооборота и величина общего баланса.
А вот Х. Велу [Velu H.A.F. The Development Process of The Personally Managed Enterprise. -
European Foundation for Management Development's, 10th Seminar on Small Business, 1980, p. 1 -
21], наряду с рядом других экономистов, в своих исследованиях использует исключительно
качественные параметры. Он исследует процессы развития организаций, для чего
идентифицирует ряд характеристик, присущих предприятиям разного размера - от малых до
крупных.

Качественные параметры определения размера фирмы по X.Велу

Малый бизнес Малый и
средний бизнес
Средний и
крупный бизнес
Крупный бизнес
Цели Определяются
рынком,
интуитивно, с
импровизациями
Корректируются
рынком и
специальной
стратегией,
интуитивно
Корректируются
рынком и
стратегией,
изобретательно
Доминирование
на рынке,
систематически
и стратегически
Менеджмент Личный,
авторитарный,
прямой
Личный,
консультации с
ключевыми
партнерами,
специалистами
Личный,
небольшая
команда
специалистов,
использование
внешних
экспертов
Командный,
большая
команда
специалистов,
функциональная
оргструктура,
консультационная
структура
Продукт Нет
планирования,
нет
маркетинговых
исследований
Краткосрочное
планирование
без
маркетинговых
исследований
Краткосрочное
и
нерегулярное
долгосрочное
планирование,
несистемати-
ческие
маркетинговые
исследования
Долгосрочное
планирование,
регулярные
маркетинговые
исследования
Персонал Личные
отношения
"босс -
сотрудник" по
принципу
"большая
семья",
высокая
степень
мотивации и
вовлеченности,
слабое
влияние
профсоюзов
Личные
отношения
"наниматель -
коллектив
сотрудников",
некоторая
степень
вовлеченности,
небольшое
влияние
профсоюзов
Отношения
сотрудничества,
организационная
"среда",
некоторая
степень
мотивации,
усиление
влияния
профсоюзов,
совет
трудового
коллектива
Строгая
иерархия
отношений,
сотрудничество
в коллективах,
отсутствие
вовлеченности
(только у
топ-менеджеров),
трудно повысить
мотивацию,
сильные
профсоюзы
Финансы Семья, банк Семья, банк Семья, банк,
акции
Банк, акции

 

На основе проведенного исследования Велу делает вывод о том, что британские средние
по размеру компании - это предприятия с численностью занятых от 25 до 500 человек.
Характерным примером комбинированного подхода является определение малой фирмы,
предложенное в 1971 г. в докладе Болтонского комитета (Великобритания), явившемся, по сути,
первым примером серьезного рассмотрения проблемы развития малого бизнеса. В нем
приведены результаты сравнительного анализа некоторых аспектов развития малых фирм в
разных странах, что было первой попыткой осмысления проблемы малых и средних предприятий
в международном контексте [Bolton Committee Report (1971)].
Пытаясь устранить недостатки количественного подхода, Болтонский комитет предложил
так называемые "экономическое" и "статистическое" определения малой фирмы. Согласно
экономическому определению, к малым относятся фирмы, удовлетворяющие следующим трем
условиям:
- фирма владеет относительно небольшой долей рынка в рыночном пространстве ее
сферы деятельности;
- управление фирмой осуществляется ее владельцем (или соучредителями) лично, а не
посредством формализованной управленческой структуры;
- фирма является независимой (не представляет собой часть крупного предприятия).
В качестве "статистических" критериев Болтонским комитетом были предложены
следующие значения.

Статистическое определение малой фирмы
по методологии Болтонского комитета

Отрасли Определение
Промышленность Число занятых не более 200
Строительство, добыча
полезных ископаемых
Число занятых не более 25
Розничная торговля, услуги Оборот не более 50 000 ф. ст.
Продажа автомобилей Оборот не более 100 000 ф. ст.
Оптовая торговля Оборот не более 200 000 ф. ст.
Транспорт В собственности фирмы не более
5 транспортных средств
Общественное питание Все самостоятельные предприятия,
исключая чьи-либо отделения и
предприятия, управляемые
пивоваренными заводами

Длительные дебаты специалистов западных стран по проблеме определения малого и
среднего бизнеса пока не закончены, а исследования в этом направлении в России находятся
только на начальном этапе (например, наше законодательство пока никак не определяет понятие
среднего бизнеса). А ведь отнесение предприятия к малому, среднему или крупному важно и для
самого предприятия, и для государства. За разделением малого и крупного бизнеса лежат не
только количественные признаки, но и качественные экономические различия, которые
выражаются в особенностях внешних условий развития предприятий разных размеров,
источниках финансовых и материальных ресурсов и возможностях доступа к ним, специфике
менеджмента, политике в отношении трудовых ресурсов и др.

Просмотры: 34055
Комментарии (0)Add Comment

Написать комментарий
меньше | больше

busy
 

© VIP-Барнаул | Информационно развлекательный портал города Барнаула.

Знакомства в Барнауле, новости Барнаула и Алтайского края, объявления, каталог фирм и организаций Барнаула.

NASH_GOROD_BARNAUL5.jpg